Родился 24 июля 1917 г. в д. Слиньково Гаврилов-Ямского района Ярославской области в семье крестьянина. Окончил Ярославский автомеханический техникум. В Советской Армии с 1938 г. В 1940 г., окончил Мелитопольское военное авиационное училище.
На фронтах Великой Отечественной войны с декабря 1941 г. Штурман эскадрильи 367-го бомбардировочного авиационного полка 132-й бомбардировочной авиационной дивизии 4-й воздушной армии. Старший лейтенант Наумов В. Н. к февралю 1944 г. совершил 204 боевых вылета на бомбардировку войск и военных объектов противника. Звание Героя Советского Союза присвоено 13 апреля 1944 г.
После войны продолжал службу в ВВС. С 1957 г. майор Наумов В. Н, в запасе. Жил в г. Рязани, работал инженером-диспетчером. Награжден орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени, орденом Красной Звезды, медалями. Умер 13 июня 1980 г.
От предгорий Кавказа
У каждого времени есть своя мечта. Мальчишки шестидесятых мечтали стать космонавтами, а в тридцатые годы самой главной была мечта стать летчиком. Была она и у ровесника Октября, мальчишки из деревни Слиньково Васи Наумова. Еще семиклассником Великосельской школы он мечтал о небе. После школы – учеба в Ярославском автомеханическом техникуме, а в 1938 году поступил в Мелитопольское авиационное училище. Мечта становилась реальностью.
Боевой путь штурмана 367-го бомбардировочного авиаполка Василия Наумова начался в декабре 1941 года. 295 вылетов на его счету за годы войны. Из них только 50 дневных, остальные – ночные. В условиях дождя и снега, плохой видимости. Ни разу не подвел свой экипаж штурман тяжелого бомбардировщика ИЛ-4. Им было уничтожено 10 самолетов, 12 танков 80 автомашин с войсками и грузами, железнодорожный эшелон, две артиллерийские батареи, мост, склад с горючим.
Были случаи, когда в воздухе во время воздушных боев самолет получал повреждения, приходилось даже на одном моторе возвращаться домой, но садились всегда на своей земле. «Однажды снаряд разорвался под фюзеляжем, - вспоминал В. Н. Наумов, - осколок пробил металл и застрял в парашюте, тем самым шелковый мешок спас меня». Он, улыбаясь, объяснял всё просто везением. А везет, как известно, только умелым и настойчивым.
Полёты. Один за другим. Задания были разными. Экипаж бомбардиров-щика бомбил железнодорожные узлы, уничтожал живую силу и технику противника, аэродромы и автоколонны фашистов, доставлял партизанам оружие, продовольствие, медикаменты. В письме школьникам В. Н.Наумов писал: «Иногда полет длился более пяти часов. Мы с воздуха видели, как наши партизаны вели бой с врагом. Мы терпеливо ждали сигнала о сбросе грузов. И выполняли такие полеты с большим желанием и ответственностью».
Не было легких полетов у экипажа. Каждый сродни подвигу. Успех зависел от слаженных действий всей боевой четверки.
2 июля 1942 года... Дождь, сильный ветер. Погода не из лётных, но – командование, доверяя опыту экипажа, дает задание разведать вражеский аэродром и уничтожить его. Самолет Наумова поднимается в воздух. И вот донесение: «Самолет над целью». Внизу сквозь тучи был виден вражеский аэродром Багерово. Фашисты заметили краснозвездную машину и открыли огонь из зениток. Снаряды рвались совсем рядом, самолет маневрировал, вынужден был уйти в сторону. Со второго захода бомбы были сброшены на аэродром. Вспыхнули два фашистских самолета. Экипаж докладывает командованию о выполнении задания, сообщает координаты аэродрома. Группа бомбардировщиков поднимается в воздух и берет курс на аэродром. В результате операции двадцать восемь неприятельских самолетов были уничтожены.
В день двадцать пятой годовщины Великого Октября экипаж получил задание нанести удар по автоколонне врага. Автоколонна была настигнута, бомбы попали точно в цель. Результат: уничтожено шесть машин с боеприпасами.
Жаркие бои осенью 1942 года разгорелись за город Новороссийск. Экипаж бомбил врага в пригороде. Бомбы сброшены, задание, как и многие другие, выполнено на «отлично». Самолет начал отходить, но тут его атаковал истребитель врага. Пулеметным огнем экипаж отбивал атаки неприятельского ME-109. Подбитый, тот вышел из боя. На самолете Наумова по возвращении на базу насчитали 435 пулевых пробоин.
30 декабря 1942 года экипаж Наумова выполнял новое задание. В районе Сальска был нанесен бомбовый удар по железнодорожной станции.
Новогодним подарком Родине был поджог фашистского состава с боеприпасами.
Летом 1944 года экипажу было дано задание бомбить окруженную в районе города Бобруйска группировку врага. Полет выполнялся на малой высоте. И вот обнаружено большое скопление живой силы и транспортных средств врага. Самолет трижды штурмовал цель. Уходя от места бомбардировки, экипаж видел разбитые машины и орудия врага. За отличное выполнение задания он был представлен к наградам.
В письме школьникам Полянской школы о своем боевом пути В.Н. Наумов писал: «Я прошел боевой путь от предгорий Кавказа до Берлина. Наш краснокрылый ИЛ-4 появлялся в небе Кубани, под Сталинградом и в Крыму, на Украине и в Белоруссии. Мы бомбили коварного врага в Пруссии, Польше и на территории Германии».
13 апреля 1944 года за выполнение 204 успешных боевых вылетов, мужество и геройство старшему лейтенанту Наумову Василию Николаевичу Указом Президиума Верховного Совета СССР было присвоено звание Героя Советского Союза, вручены орден Ленина и медаль «Золотая Звезда». Наш земляк был награжден также тремя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени, орденом Красной Звезды и десятью медалями.
Двадцать два года летал наш земляк на различных самолетах, передавал свой опыт молодым летчикам. Уйдя в отставку, работал инженером-экономистом в Рязани. Часто встречался со школьниками, приезжая в родные места, встречался с земляками. Идут годы. Уходят из жизни герои. Но они живы в памяти народной. Помнят своего Героя земляки.
Источники:
От предгорий Кавказа [Текст] //Как музыка звучит Гаврилов-Ям. – Гаврилов-Ям, 1998. – С.33-34.