Стогинское– одно из старейших сел Гаврилов-Ямского района. Оно находится в его восточной части, в 3 км от шоссе Ярославль – Иваново.
Краеведы полагают, что свое название село берет от монголо-татарских времен. Отряды завоевателей бывали в этих местах, разбивали здесь свои «ставки», «стойбища», а затем ушли отсюда («сгинули»). От сочетания этих слов и появилось слово СТОГИНСКОЕ. Известно, что в этих краях останавливался татарский мурза Тюгай – один из ханов Батыя. С этим связано, в частности, происхождение названия близлежащего села Тюгаево (ныне находится в Ивановской области).
Возможно, и другое объяснение происхождения названия села. В этих краях, на берегу Лахости, прекрасные Заливные луга, испокон веков используемые для сенокошения. От слова «стога» и появилось название села.
Одно из первых официальных упоминаний о селе имеется в писцовых книгах 1629-1634 гг. В одной из них можно прочитать: «За жильцом за Андреем Васильевичем сыном Кобановым село Стогинское на речке Лахости, а в селе церковь Дмитрия Солунского да придел Рождества Иоанна Предтечи, а у церкви поп Семен Федоров, дьячок Илейка Андреев, просвирница Ульяница. Пашни церковные средней земли пять чети в поле, а две потому ж, сена пять копен». В 1794 году была построена каменная церковь, а в 1841 году – зимняя. В храме было 4 престола: великомученика Дмитрия Солунского, Рождества Иоанна Предтечи, Николая Чудотворца и мученика Федора Александрийского. К летней церкви примыкала колокольня с большим и малыми колоколами. По рассказам старожилов главный колокол весил около 50 пудов, а его звон был слышен за десять километров.
В 1880-х годах в селе было 33 двора, проживало 87 душ м. п. и 104 души ж. п. В это время здесь находилась усадьба Карцевых, но затем она была продана Ходневым. В 1914 году в селе проживало 253 жителя. До сих пор сохранилась добрая память о дворянской семье Ходневых. Последними хозяевами стогинской усадьбы были супруги Алексей Михайлович и Зоя Михайловна Ходневы. Их усадьба состояла из трех зданий, соединенных переходами. Жилой дом был 2-этажным с большим балконом и верандой. Два других здания были одноэтажными, кирпичными и использовались в хозяйственных целях. Сейчас в одном из них находится библиотека, а в другом до недавнего времени располагалась аптека. Вокруг зданий был разбит большой сад, поросший орешником и кустами Жасмина. Барыня Зоя Михайловна была большой любительницей цветов, поэтому в саду было несколько клумб с маргаритками. Усадьба окружалась красивым кирпичным забором красного цвета. Украшением усадьбы и всего села был господский липовый парк со столетними деревьями. В стороне от центральной аллеи стояла небольшая беседка-светелка с красивыми, из цветного стекла, витражами. Она стояла на небольшой возвышенности, а под ней был оборудован глубокий погреб, наполняемый ранней весной льдом. От этого в беседке было постоянно прохладно, и хозяева любили здесь в знойные летние дни отдыхать. Рядом с беседкой росли два больших кедра. Сейчас на этом месте находится склад. В усадьбе проживало 10 человек обслуги.
Там, где сейчас центр села, в те далекие времена находилась боярская конюшня, которую называли «белым двором». Она была деревянной на кирпичном фундаменте с широкими воротами и каменными столбами. Здесь размешались барская тройка, бричка, сани, сеновал. Накануне революции 1917 года кучером и «хозяином конюшни» был Василий Александрович Щавлев, который исколесил с хозяином усадьбы всю губернию. Три дочери Ходневых учились в Петербурге, встречать и провожать их в Ярославль ездили на бричке, а зимой – на санях.
Алексей Михайлович был хорошим и заботливым хозяином. Он активно способствовал открытию в селе в 1913 году земской больницы, школы. Стогинская больница работала до начала 1980-х годов и имела важное значение в функционировании районной системы здравоохранения. Ходневым принадлежало 300 десятин земли пахотной и лесу около 1000 десятин. Все они содержались в надлежащем порядке. При этом на период посевной и уборочной страды нанимались за неплохую оплату местные крестьяне. Много земли принадлежало и местному храму. Крестьянские наделы были невелики. Земли не хватало, и крестьяне были вынуждены арендовать часть земель у Ходневых и у храма. Выращиваемые культуры были традиционными: рожь, овес, ячмень, пшеница, овощные культуры. Посевы льна незначительны. Сгогинцы много косили сена, причем, торговали им даже в соседней губернии.
Помимо традиционного земледелия, в селе было очень развито садоводство. Посажен большой фруктовый сад, принадлежащий Ходневым. Здесь росли яблоки, груши, вишня, малина. Доход от продажи фруктов, а торговали в Ярославле, Ростове и даже Санкт-Петербурге, составлял большую часть доходов барской семьи.
Большое значение для хозяйственной жизни села имела торговля. К началу XX века в селе было 4 чайных, несколько торговых лавок. Дважды в год, в Иванов день (7 июля) и Дмитриев день (8 ноября), проводились местные ярмарки, собиравшие народ не только из ближних, но и дальних сел и деревень. На время проведения ярмарки специально строились торговые ряды, которые затем разбирались. Торговали орудиями труда, овощами, фруктами, скотом, различной утварью. Осенью здесь заключались договоры о поставке сена в зимний период.
Торговые ярмарки совпадали с престольными праздниками. Интересно, что к Дмитриеву дню господские поля не просто тщательно выкашивались, но и выгребались, и содержались, таким образом, в идеальной чистоте. Крестьяне получали за эту работу, повышенную оплату и очень ею дорожили. На одном из ближайших полей в этот день собирались крестьяне со всей округи и все вместе крестным ходом направлялись в храм на торжественную службу. В Дмитриев день, несмотря на празднество, обязательным считалось посещение кладбища и причащение вином за усопших. Неделя перед праздником называлась «дедовой».
Переломные события в истории села связаны с установлением здесь Советской власти. Овдовевший к тому времени Алексей Михайлович уезжает к дочери в Ярославль и там умирает. Барыня была похоронена возле храма в Стогинском, ее памятник был разрушен в 1930-е годы.
Активным участником установления Советской власти в селе был незадолго до этого пришедший с фронта Иван Алексеевич Лупанов. Весной 1918 года в Стогинском была создана артель по совместной обработке земли (ТОЗ), в которую вошли 10 крестьянских хозяйств. Называлась она «Новая Жизнь», и первым председателем артели стал Павел Иванович Корнилов. Просуществовала она недолго, оказавшись не жизненно стойкой, и распалась уже через год. Характерно, что причиной распада артели стал не только обязательный для мужчин призыв в ряды Красной Армии, но и возникшие внутренние противоречия.
Все бывшие земли Ходневых и Иродовых (владельцы соседней усадьбы в д. Селище) были национализированы и переданы созданному подсобному хозяйству фабрики «Заря социализма» (бывшая Локаловская мануфактура в Гаврилов-Яме). В селе был создан комитет бедноты, который возглавил Павел Дмитриевич Корнилов. Комбед проводил изъятие хлеба у крестьян для нужд Красной Армии и рабочего класса. Он работал под руководством отряда гаврилов-ямских текстильщиков. Тогда же, в 1918 году был открыт в селе пошивочный пункт, изготовлявший одежду для нужд Красной Армии. Его начальником был Петр Глухов.
В 1919 году при поддержке молодежи Локаловской мануфактуры в селе образовалась комсомольская ячейка из 5 человек, был открыт молодежный клуб.
В 1919-1921 гг. тревожной была обстановка в этих краях в связи с действием банды Юшко-Стулова. Активисты Стогинского участвовали в ликвидации этой банды в 1922 году.
Интересные события происходили в этих краях в период новой экономической политики. Активно развивалась сельская кооперация. Был организован торгово-закупочный кооператив, который возглавил Иван Федорович Макаров. Второй кооператив, торговавший в деревнях округи, был создан инвалидами гражданской войны. Активистами кооперативного движения в этот период стали Иван Иванович Гамозов из д.Ельчаниново, Алексей Васильевич Харитонов из д. Селище, Константин Константинович Кондрашов из д. Путилово. В селе была создана машинно-очистительная станция по очистке семян. Активно работала местная комсомольская ячейка.
В 1924 году предпринята еще одна попытка создания сельскохозяйственной коммуны. В д. Селище подсобное хозяйство было ликвидировано, а земли переданы этой коммуне. Однако достаточного количества Желающих не нашлось и председателю коммуны Павлу Ивановичу Корнилову пришлось даже съездить для агитации в Вологодскую область. Оттуда приехало 20 семей, поселились они в усадьбе Иродовых в Селище. Первыми коммунарами стогинцами были: Николай Власьевич Барышников, Василий Павлович Соколов, Анастасия Васильевна Шилен-кова, Иван Шиленков, Федор Корнилов. Коммуна называлась «Красная нива». Однако и она просуществовала недолго и вскоре распалась.
В 1929 году в округе началось создание колхозов. Был создан он и в Стогинском и получил название «Красная нива». Первым председателем колхоза стал П. И. Корнилов, позднее хозяйство возглавляли Туркин, Молин. В соседней деревне Холщевке колхоз назвали «Красный луч Октября», возглавил его Иван Федорович Макаров. По обе стороны от Лахости в каждой деревне появлялись коллективные хозяйства: «Красная Федчиха» (д. Фед чиха), «Красный путиловец» (д. Путилово), «Красный пахарь» и др. Создание колхозов шло не просто, решающее влияние имело давление властей.
В связи с образованием Гаврилов-Ямского района, в 1929 году, Стогинское становится сельским центром (до этого оно входило в состав Ставотинской волости Ярославского уезда).
В 1931 году в «Красной ниве» появился первый трактор «Фордзон-путиловец». Первым трактористом в селе был Николай Дмитриевич Шиленков. Рассматривать это «чудо техники» сбежались тогда люди со всей округи. Он принадлежал Гаврилов-Ямской МТС и обслуживал все соседние колхозы. Техники в колхозе практически не было: до войны имелась всего одна машина-полуторка. По своим производственным показателям колхоз был в числе «середнячков».
В начале 1930-х годов был закрыт местный храм во имя Дмитрия Солунского. Приехавшая из районного центра комиссия вывезла из храма все иконы, богатое церковное имущество. Колокола демонтировали и увезли на переплавку. Печальная участь постигла и старинное кладбище вокруг храма. Оно было разрушено, старинные памятники использовались под фундамент при строительстве новых домов.
В конце 1930-х годов число жителей возросло. Это было связано с приездом семей из Мологского края, где началось строительство Рыбинской ГЭС. Новая улица получила название Мологской.
Тяжелые испытания выпали на долю стогиниев в годы Великой Отечественной воины. Около 100 Жителей села ушли на фронт на защиту Родины, 38 из них так и не вернулись в родные края. В нескольких семьях погибло по нескольку человек (Иван и Михаил Авдеевы, отец и сын Белянины, братья Соколовы и др.). Все годы войны в селе работал детский дом для блокадников-ленинградцев. Во многих домах. Жили семьи беженцев. Стогинцы отдавали самое последнее во имя Победы.
В 1950 году произошло укрупнение колхоза. В состав «Красной нивы» вошли хозяйства соседних деревень. На территории колхоза в это время насчитывалось 14 деревень: Путилово, Федчиха, Илькино, Ельчаниново, Селище, Максимка, Панино, Юркино, Крым, Новое, Горки, Холщевка, Мясниково. Данное перечисление деревень вполне здесь уместно, потому что некоторых из них, увы, уже нет.
В середине 1960-х годов начался отток населения, прежде всего молодежи, из села. А 1990-е годы стали временем его постепенного угасания...
Источники:
Киселев, Сергей. Села Гаврилов-Ямского района / Сергей Киселев // Летопись Ярославских сел и деревень. – Рыбинск, 2004. – 357 с.