На территории Гаврилов-Ямского района есть много сёл и деревень, история которых интересна для краеведческого ис­следования. К их числу принадлежит и село Унимерь, с прошлым которого так или иначе связана судьба многих моих земляков. И все потому, что именно в местном храме, который почти никог­да не закрывался, многие приняли таинство крещения.

Село это находится на возвышенности около трассы Ярос­лавль-Иваново – той самой, которая раньше называлась Сузда­льским трактом. Оно занимало выгодное положение: ведь по­близости располагались два крупных торговых поселения – сёла Ставотино и Великое. Название села имеет не славянское, а угро-финское происхождение. По сохранившейся легенде, именно здесь был заключен мир между долго враждовавшими между собой племенами уни и мери. Название села свидетельствует о дославянском освоении этой территории.

Предположительным временем возникновения Унимери можно считать XVII век, по всей видимости, его вторую поло­вину. Документальные подтверждения существования села относятся к первой трети XVIII века. В писцовых книгах 1723-1731 гг. село значится за вдовою стольника Гаврилы Кисленского, имя которого упоминается во многих фундамен­тальных исторических исследованиях.  Известен он тем, что в январе 1708 года по приказу Петра I участвовал в перегово­рах со взбунтовавшимися запорожскими казаками. Вот как описывает эти события известный советский историк Н.И. Павленко: «Когда царские стольники Гавриил Кисленский и Григорий Теплицкий доставили в Сечь царскую грамоту и государеву казну..., запорожцы отобрали у царских послов деньги, а их самих стали ругать и бесчестить». Обращает на себя внимание тот факт, что в писцовых книгах этого периода Унимерь значится уже селом, здесь стоял деревянный храм, и это было достаточно крупное поселение.

В 1789 году на месте старой деревянной церкви был постро­ен каменный храм св. Троицы. Его летняя церковь имела престол во имя Живоначальной Троицы, а зимняя (трапезная) — престол во имя Святителя и Чудотворца Николая. К храму приписаны были соседние деревни Даниловка и Хохлево.

В конце XVIII – начале XIX вв. село быстро развивалось, имея к это­му времени не только земледельческий, но и торговый характер. Подтверждением этому служит замечательный клад русских и испанских монет, случайно обнаруженный П.А. Быковым. По оценке специалистов, спрятан он был не ранее 1833 года, ког­да в русском денежном обращении допускались иностранные монеты. Кроме русских рублей и полтин 1723-1733 гг., клад включал в себя 14 монет Испании.

В 1880-х годах Унимерь являлась владельческим селом. По местным преданиям, один из хозяев проиграл его в карты, и по­сле этого поселение часто меняло своих хозяев. Впрочем, все это требует документального исследования. В конце XIX века здесь на­считывалось 118 дворов, проживало 319 душ мужского пола и 332 души женского пола.  Как и везде на рубеже XIX- XX веков, в селе происходил значи­тельный рост численности населения. В 1914 году здесь уже про­живало 1141 человек, и оно уступало в этом плане только таким крупным населенным пунктам, как Великое (6111 чел) и Ставотино (1198 чел).

Проводившаяся в начале XX века Столыпинская аграрная ре­форма коснулась и Унимери. Связано это было с именем Ильи Сте­пановича Смекалова. Его дом стоял около церкви. В семье было 9 детей, и все отличались особой работоспособностью. Глава семьи работал на Локаловской мануфактуре в Гаврилов-Яме, где считался хорошим ткачом, позднее был агентом по продаже швейных машинок «Зингер». По семейным преданиям он даже ездил по торговым делам в Америку. Когда началось проведение реформы в нашем крае, Илья Степанович купил заброшенный к этому времени т.н. Тихонов хутор на реке Кобылке и основал там свое крепкое хозяйство. Здесь был выстроен большой дом,отдельный большой сарай. В хозяйстве Смекалова имелось мно­го скотины, дела шли неплохо.

Установление Советской власти в этих краях происходило спокойно, без особых социальных столкновений. Уже упоминав­шийся И.С. Смекалов был избран первым председателем Ставотинского волисполкома, в который входило Унимерь.

Благодаря воспоминаниям старожилов села Смекаловых Анатолия Васильевича и Павла Ивановича удалось подробнее узнать особенности жизненного уклада жителей села в 1920-1930-е годы. В это время здесь насчитывалось примерно 90 домов. Пять из них являлись пятистенками, один дом, принад­лежавший семье Смекаловых, – в шесть окон на лицевую сторо­ну. Несколько домов были покрыты железом, большинство же – соломой. Только в конце 1920-х гг. для крыши стали использовать дранку. Во всех домах стояли большие русские печи, во многих семьях выложенные красивыми изразцами. Печки-«шведки» поя­вились в селе уже в послевоенное время.

Дома располагались в три посада. Главный из них, располо­женный вдоль Суздальского тракта, назывался ДЛИННЫМ ПОСАДОМ. Его длина равнялась примерно одной версте. Два других посада назывались КРАСНЫМ и ТЁМНЫМ, в зависи­мости от степени солнечной освещенности. Красный посад назы­вали также СВЯТОЙ УЛИЦЕЙ, т. к. именно им шли в местный храм. При въезде в село стоял трактир, являвшийся одновремен­но и постоялым двором. Принадлежал он семье Голиковых. Сво­ей мельницы в селе не было, зерно мололи в соседних сёлах Ставотине, Вышеславском. В середине 1930-х годов, уже после со­здания колхоза, в Унимери был выстроен большой зерносклад. Невдалеке от пруда стояло пожарное депо. В конце 1930-х годов рядом с ним на колхозные средства была выстроена большая вышка. В депо имелось две мотопомпы и две лошади. В 1930-е годы штатным пожарным был Алексей Степанович Смекалов, а до этого «пожарное дежурство» осуществлялось по очереди. На краю села (ныне напротив фермы) около дороги стояла боль­шая кузница, уже в послевоенное время, в конце 1940-х годов, особо славился местный кузнец Александр Иванович Леонтьев.

Земельные наделы были у каждой семьи, при этом часто имела место передача земли в аренду. Например, зажиточная, но не использующая наемный труд семья Степана Гурьяновича Смекалова еще с начала XX века постоянно арендовала землю в соседней деревне Слиньково. Выращиваемые культуры явля­лись традиционными для нашего края, при этом особенно много занимались льноводством – не только для продажи, но и для собственного потребления. Даже в конце 1930-х годов в каждой третьей семье занимались ручным прядением и ткачеством. Нес­колько семей традиционно занимались пчеловодством. Так, в середине 1930-х годов в хозяйстве Александра Алексеевича Травникова насчитывалось 30, в хозяйстве Василия Степановича Смекалова — 35 ульев. Традиционным занятием многих жите­лей села являлся извоз, имел большое распространение и отход на работу в Гаврилов-Ям на льнокомбинат.

Как и везде, элементы окружающей природы имели свои на­звания. Большое, волнистое и неудобное для вспашки поле в сто­рону села Вышеславского исстари называлось «ДУРА», соседнее поле — «ОЗИМЕНКИ», т. к. там росли хорошие озимые. Одно из полей местные жители называли «ТИНОВКОЙ», несколько по­лей — «ЗАПОЛОСКАМИ». Имелось вблизи села и поле, называе­мое «КАМЕНИШКАМИ» из-за структуры почвы. Суздальскую до­рогу, проходившую вдоль Длинного посада, до сих пор старожилы называют «БОЛЬШАКОМ». Еще в конце 1920-х годов вдоль Сузда­льской дороги с обеих сторон стояли огромные березы, называе­мые екатерининскими. По преданию, посажены они были в конце XVIII века для случая возможного проезда по этой дороге Екатерины Великой, путешествовавшей по Ярославскому краю.

Деревенскими престольными праздниками были Троицын день и Знамениев день (10 декабря). Отмечались они очень тор­жественно, на богослужения часто приглашались священники из соседних сел.

Наиболее распространенными фамилиями в 1920-е годы в селе были: СМЕКАЛОВЫ, БЫКОВЫ, АНТОНОВЫ, ТУРКИНЫ.

В начале 1930-х годов в Унимери был создан колхоз, получив­ший название «Вторая пятилетка». В разные годы его председате­лями являлись Алексей Скребков (отец Юрия Алексеевича Скребкова, директора прославленного в нашей области совхоза «Шопша»), Владимир Федорович Быков, Блошкин, Михаил Георгиевич Могутов, Василий Константинович Корчагин. По местным меркам, колхоз считался зажиточным. В предвоенное время в конце 1930-х годов здесь велось активное строительство: была построена по­жарная вышка, большой зерносклад, несколько новых ферм. Участвовал колхоз и в строительстве тёрочного завода в соседней деревне Тарасино. Здесь стояло несколько огромных чанов высо­той в 3,5 м и диаметром 6 м. Для переработки картофель свозили сюда со всей округи: от Еремеевского до Ставотино. Выработан­ный крахмал затем поставлялся в Ростов. Главным бухгалтером в конце 1930-х годов здесь работал Василий Степанович Смекалов.

Создание колхоза в селе раскулачиванием не сопровожда­лось. Многие из старожилов объясняют это тем, что председате­лем Вышеславского сельсовета был житель Унимери Виталий Васильевич Смекалов, который в отношении своих односельчан проявлял и заботу. Правда, зажиточная семья Корулиных, опа­саясь возможного раскулачивания, добровольно отдала свой большой дом под школу, переселившись в другой дом.

Удивительна судьба местного храма, который избежал печаль­ной судьбы разорения и поругания. Особую роль в спасении храма сыграли две простые русские женщины: Мария Яковлевна Бурмпе­трова, являвшаяся церковной старостой, и хранительница ключей Александра Сергеичева. На дверях церкви висел огромный замок, который взломать было просто невозможно. Несколько раз из Гав­рилов-Яма приезжала комиссия, и каждый раз эти женщины нахо­дили предлог невозможности пустить их в храм (то «ключи на поле потеряли и никак не найдем», то «в Ярославль ключница уехала», то «у родственников гостит»). Необходимо вспомнить добрым сло­вом уже упоминавшегося Виталия Васильевича Смекалова, не про­являвшего «должного рвения» в этом вопросе, за что неоднократ­но получал выговоры от районного начальства.

Важную роль в жизни села играла в предвоенные годы шко­ла. Она стояла на том месте, где совсем недавно один из местных предпринимателей построил дорожный трактир. Шко­ла располагалась в большом одноэтажном деревянном доме Ко­рулиных. Заведовал ею Александр Тихонович Опарин, оставив­ший после себя добрую людскую память. Он прекрасно играл на гитаре, поэтому в школе большое внимание уделялось художес­твенной самодеятельности. Вторым учителем была Зоя Михай­ловна Хватова. Учащихся было много, поэтому занимались в две смены: 1 и 3 классы — утром, 2 и 4 классы — во вторую смену. Местная школа считалась в районе одной из лучших.

Случались в Унимери и крупные пожары. Самый страшный из них произошел в один из жарких летних дней 1937 года. Пожар на­чался с большого дома Николая Тимофеевича Быкова, затем пере­кинулся на соседние дома Алексея Степановича Смекалова, Антоновых, Матрены Неустиковой. Тушили его всем миром, прибы­ла пожарная машина из Гаврилов-Яма, но справиться с огнем долго не удавалось. В это время, как назло, поднялся ветер, который еще более ухудшил ситуацию. Огонь перекинулся на Длинный посад, загорелись дома Богдановых, Туркиных, Бириных, Макаровых. Семь домов сгорело в тот день, несколько домов удалось отстоять.

Запомнили старожилы села и смерч, пронесшийся в один из летних дней 1941 года. Тогда с колокольни храма сорвало крест, на несколько метров снесло крышу одного из домов, раз­метало все стога сена, у многих повалило поленницы.

Тяжёлые испытания выпали на долю жителей села в грозные годы Великой Отечественной войны. Более сотни мужчин ушли защищать родное Отечество, многие из них так и не вернулись в родные края. Вся тяжесть трудового фронта легла на плечи женщин, стариков, детей. Все последнее отдавали они для побе­ды над врагом во имя будущей счастливой жизни. Долгое время тогда вблизи села располагалась воинская часть, некоторые из офицеров квартировали в домах местных жителей. В начале войны церковь закрыли, но на непродолжительный срок.

Название этого села можно встретить во многих справочни­ках, посвященных истории Великой Отечественной войны. И всё потому, что именно здесь родился Герой Советского Союза Дмитрий Иванович Песков. Несколько поколений этой семьи жили в Унимери. Но в начале 1920-х годов произошло несчастье: в один год у них пали лошадь и корова. Хотя Дмитрий Иванович к этому времени и работал уже ткачом на Локаловской мануфак­туре, в результате падежа скота семья осталась без средств и вы­нуждена была переехать в Гаврилов-Ям, поселившись в одном из домов во дворе фабрики.

С 1942 года Дмитрий Иванович Песков – на фронтах Великой Отечественной войны. Боевое крещение он принял в боях против итальянских дивизий под Сталинградом, за что был награжден ме­далью «За отвагу». Свой героический подвиг старшина Песков совершил в октябре 1943 года при форсировании Днепра, где он командовал боевым рейсовым расчётом лодки ДСА. 92 рейса со­вершил экипаж лодки под ураганным огнем противника, доставляя на правый берег бойцов, вооружение, технику. Свой последний ге­роический рейс Песков совершил в ночь с 8 на 9 октября 1943 года, переправляя 45-миллиметровую противотанковую пуш­ку с боевым расчётом. Неожиданно тогда разорвался вражеский снаряд, ранивший командира. Истекая кровью, Дмитрий Иванович, помогая товарищам, приказал своим бойцам продолжать движе­ние к правому берегу. Умер он от полученного ранения в обратном рейсе, когда до берега оставалось всего лишь несколько десятков метров. Похоронен Герой на берегу Днепра в городе Переяславль-Хмельницкий. Именем Д.И. Пескова названа одна из улиц Гаврилов-Яма, а на здании одного из корпусов льнокомбината в его честь установлена мемориальная доска.

Послевоенная реорганизация сельского хозяйства, выразив­шаяся, в том числе, и в укрупнении колхозов, коснулась и Униме­ри. В начале 1950-х годов колхоз «Вторая пятилетка» был ликви­дирован и вошёл в состав колхоза «Ярославль». С этого времени начался постепенный отток населения и постепенное угасание былого величия села. Впрочем, перемены последнего десятиле­тия коснулись и Унимери. Здесь появилось несколько прекрас­ных многоэтажных каменных коттеджей, придорожный трактир. На фоне старых и даже полуразрушенных домов они, как будто символизируют встречу двух эпох.

История села будет неполной, если не рассказать о семье Смекаловых – коренных  уроженцев этого села. Семья эта инте­ресна ещё и тем, что в ней ведется родословная, включающая в себя несколько поколений. В 1991 году Смекаловы проводили «семейный сход», на который со всех концов страны съехалось более 100 человек. Были среди них ученые, военные, педагоги, банкиры, предприниматели, текстильщики, деятели культуры. Свою родословную Смекаловы ведут с Гурьяна Смекалова, слу­жившего, по семейному преданию, в серединеXIX века рекру­том в царской армии. Во время одного из караулов он проявил в чем-то смекалку, за что и был пожалован командованием фа­милией — Смекалов. По окончании срока службы на «государе­вы деньги» бывшему солдату в Унимери был выстроен большой дом. Один из его сыновей, Степан Гурьянович, считался в округе лучшим работником и крепким хозяином. У него было 9 детей, каждому по наследству передались рачительность и трудолю­бие. Двое из них – Алексей и Александр – воевали на фронтах первой мировой войны, два года провели в австрийском плену, а затем вернулись в родное село. Об Илье Степановиче Смекалове мы уже упоминали: его имя связано и с проведением Столы­пинской аграрной реформы, и с установлением Советской влас­ти в нашем крае. Живет род Смекаловых и в XXI веке, по-прежнему трудится во имя родного Отечества. Многие гаврилов-ямцы хорошо знают Анатолия Васильевича Смекалова – прекрасного музыканта, проработавшего большую часть своей жизни баянистом в детском саду. Один из его сыновей, Михаил Анатольевич, возглавляет крупную энергетическую компанию на севере страны, а младший – Василий – учится  в музыкальном училище им. Собинов­а. «Текстильное» дело Смекаловых достойно продолжил Павел Иванович, сохранивший в своей па­мяти многое из истории родного села. Старшим научным сотруд­ником Тимирязевской сельскохозяйственной академии работа­ет Николай Александрович Смекалов. Исследуя родословную этой замечательной семьи, понимаешь, что именно на таких вот Смекаловых держалась и будет держаться наша Россия.

И ещё об одном замечательном человеке невозможно не рас­сказать. Память о нём, несмотря на более чем полувековую дав­ность, бережно хранят многие старожилы не только Унимери, но и всего нашего района. Речь идет о священнике местного храма отце Николае (Николае Сергеевиче Верховском). Он прожил трудную, даже трагическую жизнь, наполненную служением Богу и людям. В 1931 году отца Николая осудили по стандартному в те времена обвинению в контрреволюционной пропаганде и от­правили на строительство Беломоро-Балтийского канала, а поз­же – на строительство Московского канала. В 1946 году отец Николай был вновь рукоположен в сан священника и направлен в село Унимерь, где служил до смерти в 1961 году. Отец Николай заслужил безмерную любовь и уважение не только немногочис­ленных в советские времена прихожан, но и населения всей округи. Смерть священника стала личной бедой для многих жи­телей села, и на его отпевание в Фёдоровский кафедральный со­бор Ярославля, несмотря на запреты властей, ездила большая делегация жителей нашего района. Для всех, кто знал отца Нико­лая, его жизнь стала нравственным уроком.

Такова краткая история этого замечательно села. В ней, как и в истории тысяч других сел и деревень, отразились и величие, и трагедия истории родного Отечества, истории, которую мы должны понять и сохранить.

Источники:

Киселев С.И. Из истории села Унимерь / С.И. Киселев //  Любитель природы – 2005 :Экологический сборник /Сост. А.Н. Грешневиков. –    Рыбинск:    Рыбинское подворье, 2006, - С. 385

 
 

© Все права на материалы, опубликованные на сайте demetra.yar.ru, принадлежат ГАУК Ярославской области «Ярославская областная универсальная научная библиотека имени Н.А. Некрасова» и охраняются в соответствии с законодательством РФ.
Использование материалов, опубликованных на сайте demetra.yar.ru допускается только с письменного разрешения правообладателя и с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал demetra.yar.ru, до или после цитируемого блока.