Вести рассказ о талантливом человеке и его произведениях, имеющих к тому же всемирное признание, - занятие небезопасное в том смысле, что присутствует искушение перейти на многословные восхваления таланта и его творений... Мол, взрастила родная земля одаренного художника, значит и мы, его земляки, не лыком шиты...
Попытаемся успешно пройти через подобные рифы и вспомним о встрече с режиссером-аниматором Александром Петровым, уроженцем Пречистого, которую приурочили к Дню поселка.
На один из вопросов этой встречи: "Каким был ваш путь в творчество?" сам художник ответил кратко в нескольких словах, видимо, считая, что рассказывать о себе - занятие нескромное.
Поэтому начать наш рассказ мы решили с воспоминаний матери Александра Петрова, Лии Александровны, о росте и становлении своего сына как человека и как художника.
- Родился Саша в поселке Пречистое, на улице Кооперативной 17 июля 1957 года. В то время эту улицу только стали застраивать, и наш дом был первым. Я работала директором раймага, а отец, Константин Дмитриевич, в райвоенкомате. В апреле 60-х годов мы с мужем уехали в Ярославль, а маленького Сашу отдали на воспитание бабушке Анне Петровне и дедушке Дмитрию Михайловичу в деревню Гуреево. Некоторое время Саша был у них, а с 4 лет стал жителем Ярославля.
Мать вспоминает, что уже с детских лет проявились его способности к рисованию. Рисунки Саши в детском саду отмечались как лучшие. В школе к мальчику прилипла кличка "Художник". Как и все пацаны, любил рисовать войну. "Особенно хорошо, - рассказывает Лия Александровна, - получались солдаты, кони, танки, винтовки. А учителя, как водится. постоянно делали замечания, что все тетради изрисованы".
Посещал художественную школу. Участвовал в многочисленных выставках, имел много дипломов, почетных грамот. После окончания школы успешно сдал экзамены и был зачислен в Ярославское художественное училище на специальность "художник-оформитель".
А после окончания училища судьба распорядилась так, что даже и не думалось.
Преподаватели ВГИКа, познакомившись с работами Александра, пригласили его поступать на отделение художника игровых фильмов. Экзамены почти все сдал на "отлично", только сочинение на "хорошо". Но, проучившись год, студент Петров обнаруживает у себя желание и способности рисовать мультфильмы. Так и получилось, по словам сестры Ларисы, еще в детстве говорившей: "Будешь, Саша, мультики снимать" - переходит Александр на отделение мультипликации.
В 1981 году оканчивает институт и направляется в Свердловскую киностудию на должность художника-постановщика мультфильмов. Здесь он участвует в съемке фильмов "По щучьему велению", "Кот в колпаке", "Сказка про козявочку", "Ночь или железная старуха", "Сон смешного человека", "Добро пожаловать!" Последняя картина (может быть, вспомните про безобидного лося, на раскидистых ветвях которого расположилась целая пропасть бесцеремонных зверей и птиц) получила Государственную премию.
Следом за этим фильмом первая самостоятельная работа - мультфильм.
"Корова" (по рассказу А. Платонова), где Александр Петров был и сценаристом, и режиссером, и художником. За эту картину начинающему режиссеру вручал Госпремию Б. Н. Ельцин. Ее же Петров впервые выставил номинантом на премию американской киноакадемии "Оскар". Второй фильм, также претендовавший на "Оскара", делался уже в Ярославле.
Об этих двух картинах Александр Петров рассказывает так:
- Первый фильм - история коровы, которая сошла с ума от горя, когда хозяева продали на мясо ее новорожденного теленка, показанная глазами маленького ребенка. Замысел картины сложился из моих детских впечатлений. Все то, что окружало меня в детстве - полустанок, хуторок между деревнями Бабицыно и Гуреево, та тропинка моя любимая, по которой мы все время бегали раков ловить - все это я пытался отразить.
Вопрос из зала задает - Т. И. Козлова, в детстве жившая в Гурееве рядом с домом Петровых.
- В фильме упоминается кличка коровы - Малена. Та ли это Маленка, которая в детстве была у вашей бабушки Анны Петровны?
- Да, на самом деле в фильме была использована кличка той коровы, которая у нас когда-то была. Спасибо за этот вопрос, за то, что помните.
А другой фильм "Русалка" - это мистическая история о монахе-отшельнике и его молодом послушнике, который соблазнился на женские прелести озерной ведьмы. В этом фильме переплелись две противоположные темы - любовная страсть и христианское покаяние. "Русалка" была закончена в 1996 году и тоже получила призы на кинофестивалях во Франции и Японии.
Третий и наиболее удачный заход на «Оскара" был осуществлен в команде с продюсерами канадской компании "Паскаль Блейз Продакшн", которые нашли партнеров в Японии, сделавших финансовые вложения в но- вый фильм.
Над съемками картины "Старик и море" работали всей семьей - сам Александр, жена Наташа и сын Дима. Членом семьи на время стал и кинооператор Сергей. Трудились по 16 часов в сутки.
- Наташа, - рассказывает мама Лия Александровна, - была у них начальник и кормилица, ведь в семье трое мужчин.
Вернемся к той встрече 26 августа, в День поселка. После небольшого рассказа о своем творчестве Александр Петров предоставил возможность пречистенским зрителям и гостям, собравшимся в зале РДК, посмотреть все три его фильма.
Впечатления? Безусловно, у каждого свои. Хочу лишь выразить мнение, что фильмы Петрова нужно не смотреть, а изучать, вглядываясь в каждое движение кисти мастера, вычленяя каждое движение души, вложенное художником в тот или иной эпизод. Надеюсь, что эти фильмы вызвали у зрителей в той или иной мере достаточно глубокие переживания.
А после фильмов задавали вопросы об удачном музыкальном оформлении фильмов, о сыне... Петров рассказал, что сыну Диме 21 год, что он художник и тоже хочет остаться в кино и также любит наши почти родные для него места.
- Ведете ли работу с детьми? - спрашивают из зала.
- Нет. Я плохой, нетерпеливый педагог. Мой долг - делать свои фильмы, и поэтому мне в первую очередь важен результат. Правда, когда ко мне обращаются ребята из детской студии в Ярославле, я помогаю советом, консультирую...
- Вы не остались за границей. Почему? Что вам дает присутствие здесь, на родной земле?
- Трудно объяснить. Я люблю деревню и именно такую, маленькую деревню. До семнадцати лет я постоянно бывал здесь, писал. Может быть, мои шаги в творчестве - это уроки той жизни, той красоты, которую я встречал.
Я люблю маленькие, тихие, уютные места, маленькую речку Учу, где можно провести целый день с удочкой и позабыть обо всем мире.
Я стараюсь каждый год ездить на родину. Эти уголочки природы, тропки, поляны в лесу, которые я знаю, наверное, и являются источником вдохновения и сил.
В конце встречи возник вопрос о планах.
- Самое главное сейчас, - ответил художник, - отдышаться от последней работы. Она отняла много времени и сил. Но я готовлю новый проект и не один. Мне хотелось бы сделать картины по русской литературе, которую я считаю для себя очень важной.
Призыв. – 2000, 7 октября Д. Алфеев